Содержание
Предыдущая глава
Следующая глава
Создать закладку
Вверх
Нашли ошибку? Тык!

Шрифт

A
Helvetica
A
Georgia

Размер

Цвета

Режим

Написание сюжета сродни выбору маршрута, по которому собираешься покорить гору

Вам доводилось слышать про разновидность спортивного скалолазания под названием «Лид-клайминг»?

Лид-клайминг — подвид свободного скалолазания со страховочным канатом, суть которого состоит в восхождении по искусственным скалам и стенам по выступам. В последнее время в Японии появились даже специальные центры лид-клайминга, а сама дисциплина прочно зарекомендовала себя в качестве разновидности активного отдыха.

В предыдущей главе я писал о «подготовительных сценах», которые соединяют главную сцену начала с главной сценой конца. Теперь же я собираюсь остановиться на этом моменте поподробнее.

«Подготовительные сцены», которые занимают место между двух ключевых сцен, можно сравнить со стволом истории или дорогой, по которому она идет. Больше всего они напоминают выбор маршрута в лид-клайминге — размышления о том, за какие выступы хвататься и каким образом добраться до вершины.

Лид-клайминг часто считают очень простым видом спорта — казалось бы, просто хватаешься за расставленные выступы и карабкаешься. Но заблуждение развеивается, стоит попробовать скалолазание на своей шкуре. Если карабкаться бездумно, уже к середине подъема успеваешь совершенно вымотаться. Неправильно поставишь ноги — не дотянешься до следующего выступа. Упустишь удачный момент для крепления карабина — придется скрутиться в такую позу, что немудрено и упасть. А уж во время соревнований все эти решения приходится принимать в отведенное время. Именно тогда начинаешь понимать, что лид-клайминг требует недюжинных способностей к предварительному планированию и просчету.

Важнее всего в этом виде спорта — выбрать маршрут до начала восхождения.

Опытные лид-клаймеры перед восхождением просчитывают в голове множество сценариев: «Если я пойду по этому маршруту, то вот до того выступа придется прыгать...», «Вон тот маршрут очень длинный, но там по пути будет удобное место для передышки, так что, наверное, осилю…» и так далее. Расчет подходящего по силам маршрута до начала восхождения называется среди скалолазов «наблюдением».

А теперь попробуем рассмотреть сюжетные «приготовления» с точки зрения выбора маршрута в лид-клайминге.

Представьте, что главная сцена начала — первый из выступов маршрута, а главная сцена конца — последний.

Когда вы определитесь с заглавной и финальной сценой, запишите все прочие, которые вам хотелось бы изобразить. Нужно набрать от десяти до двадцати. Держите в голове «мотив» и «тренд», чтобы ключевые моменты произведения не отклонялись от выбранной концепции. Новичкам я рекомендую плясать от связанных с главным героем предметов и действий персонажей.

В качестве примера приведу первый том «Индекса» (на самом деле, Камати-сан при написании этим методом не пользовался, но пример все равно получается простой и понятный, поэтому и привожу). Его заглавная сцена — «Индекс, свисающая с перил балкона комнаты Камидзё», финальная — «битва Камидзё Томы против «пера Иоанна» внутри Индекс».

На мой взгляд, список промежуточных сцен, которые Камати-сан хотел вставить в произведение, выглядит примерно так:

Даешь лоли-училку! (Которая объясняет принципы обучения эсперов Академгородка)

Соблазнительная сцена с участием главной девушки! Она снимает одежду!

Поскольку история про магию и технологию, должен появиться страшный маг (Стэйл). Он появится в качестве преследователя сбежавшей Индекс.

Маг должен сразиться с Камидзё. Именно тогда «Разрушитель Иллюзий» покажет свою истинную ценность!

Нужна сцена бегства. (Кто-то должен приютить их у себя. Например, Комоэ.)

Сцена с крутой Индекс, где она разъясняет магию, как заправский специалист.

Демонстрация трагедии героини. Недуг пожирает тело Индекс.

У мага-преследователя появляется сообщница, Кандзаки Каори (с офигенной японской катаной!)

Время идет, напряжение растет.

Неожиданный поворот тоже бы не помешал. Раскрывается правда об Индекс.

Те десять-двадцать сцен, что вы придумаете, и будут выступами на вашем пути. А теперь время думать как скалолаз, который продумывает маршрут для лид-клайминга. Какие выступы ведут вас к цели? По какому маршруту нужно пройти, чтобы до них добраться? В каком порядке соединить сцены? Дотянете ли вы до конца… в смысле, хватит ли вам сил (литературного и составительского навыка) и времени (установленного издателем)?

Вообще, очень важно трезво оценивать свои силы (напомню, литературный и составительский навыки) во время написания произведения. Бывает такое, что очень хочется вставить какую-то сцену, но если сделать это без оглядки на собственные силы, до конца добраться не получится. При попытке вставить в маршрут покорения стены какой-нибудь акробатический пируэт, хорошенько подумайте над тем, сумеете ли вы его преодолеть. Скажем, пусть финальная сцена вашего произведения — «победа над драконом». Логично ожидать перед ней сцен типа «герой обретает сильнейший меч в мире, чтобы победить дракона» или «герой знакомится с девушкой, которая отлично владеет магией льда и способна защитить его от дыхания дракона». Однако если вам хочется проложить на пути сцены в духе «герой завоевывает любовь всей школы и побеждает на выборах школьного совета» или «герой садится в новейшего боевого робота и палит из всех орудий», которые плохо вяжутся с фэнтезийным миром и драконами, проложить маршрут будет очень и очень непросто.

То же самое касается и «Индекса». В самом первом томе мы ввели лишь Англиканскую церковь. Помимо нее есть и другие злодеи — Римская Католическая и Русская Православная церкви, всевозможные злодеи от мира науки… но мы не могли раздувать масштаб происходящего за счет организаций, которые непосредственно к Индекс отношения не имеют. Как я упоминал выше, подобные моменты привели бы к серьезным акробатическим пируэтам, от которых читатель почувствовал бы себя не в своей тарелке.

Именно поэтому «набивка» первого тома «Индекса» состояла исключительно из сцен с членами «Несессариуса» в лице Стэйла Магнуса и Кандзаки Каори. Читателю преподносилась лишь та информация, что нужна в «последней битве с Индекс». Книга писалась только как история о том, как Камидзё спасает девушку.

Возможно, вы написали к промежуточным сценам уйму бэкграунда и успели придумать для них далеко идущие последствия, но помните: все эти сцены — не более чем «подготовительные», связывающие ключевую сцену начала и ключевую сцену конца. Если сцена мешает составлению маршрута, порой ее приходится безжалостно вырезать.

Комментарии